С середины первого тысячелетия до н.э. происходит постепенное смешение енисейских черкасов с тюркскими, монгольскими, и самодийскими народами, что отражается на их внешности и языке. Тем не менее они сохраняют свою славянскую идентичность и живую взаимосвязь со своими восточно-европейскими сородичами.
О культурных связях днепровских славян и славян енисейских свидетельствуют арабский автор Аль Гардизи об эпохе Кыргызского великодержавия, 8-12 вв. н.э.:
«Причина объединения киргизов под властью своего начальника была следующая. Он происходил из славян и был одним из славянских вельмож; когда он жил в стране славян, туда прибыл посол из Рума(из Византии); этот человек убил того посла. Причиной убийства было то, что румийцы происходят от Сима, сына Ноя, а славяне - от Яфета. Имя их находится в связи со словом саг… Cлавянин отправился во владения..., с которыми он находился в родстве(верховья реки Енисей). По дороге он прибыл в одно место между владениями кимаков и тугузгузов; хан тугузгузов поссорился со своим племенем и рассердился на них; [многих из] них убили; [остальные] рассеялись и по одному или по два стали приходить к славянину.
Тому племени, которое собралось около него, он дал имя киргиз. Когда известие о нем пришло к славянам, многие из них пришли к нему со своими семействами и имуществом, присоединились к другим и вступили с ними в родство, так что все слились в одно целое. Признаки славянского происхождения [еще] заметны в наружности киргизов, именно красные волосы и белая кожа.»
[ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СОЧИНЕНИЯ АБУ СА'ИДА ГАРДИЗИ ЗАЙН АЛ-АХБАР (УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ) В. Бартольд, Отчет о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг., СПб., 1897]
Одной из важных вех в развитии кыргызского шаманизма стала эпоха Чингис-хана и прежде всего самой личности «сотрясателя вселенной», как прямого избранника Высшего Воина Небес Всесвятого Будды Шамана Даян Дээрха. Чингис-хан происходил из черкасского рода Киян -Тарха, название которого произносится в современных монгольских языках как «Кият-Барга» (баргузин, борджигин) со значениями «голубоглазый, западный, служащий Небу, безупречный, избранный, изначальный, заслуженный, род кузнецов». Сутью миссии великого хана стала распространение среди людей милосердного закона «Яса»,т.е. «Азы», «первоначала», cообразно которому люди могут обрести справедливость и благополучие в земной жизни таким образом, чтобы раскрыть свой потенциал перед пробуждающим бесконечным потенциалом Вечного Неба. На картах ганзейских купцов 13в. cама империя Чингис-хана обозначается как «Кыргызский рейх», т.е. «государство казаков-черкасов». Ордынский период в истории России связан с формированием на основе тенгрианского мировоззрения современных представлений о космосе - культурном, cоциальном, нравственном и духовном -народов свременной России. «Евразийский взгляд на русскую историю (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Н.Н.Алексеев, Э.Хара-Даван, Я.Бромберг, Л.Н.Гумилев, как и современные неоевразийцы) трактует ее как развертывание во времени геополитического, этно-культурного и цивилизационного наследия Чингис-хана. И само Московское Царство, и Романовская Империя и даже Советский Союз демонстрируют нам разнообразные версии Руси Монгольской, чингисхановской, развитие, расширение и укрепление единой монголосферы, явственно проступающей сквозь внешние оболочки и разнообразные идеологические самоидентификации.»
[А. Дугин.Евразийское Обозрение №7 Чингис-хан и Монголосфера]
Мало, кто помнит, но дониконианское православие - cтарообрядчество в качестве Небесного Отца почитало Тенгри. Эта древняя форма мировосприятия осталась у черкасов в Запорожской Сечи, основанной потомком Чингис-хана Байдой Вишневецким. До сих пор в казачьей среде и среди православных старообрядцев сохраняется почитание Тенгри как Небесного Отца, Папая, высшего божества скифов.
В составе Российской Империи енисейские кыргызы появлются вновь в 17в. с территориальным названием Хонгорай. В настоящее время число людей, которые в качестве своей национальной идентичности придерживаются этого самоназвания относительно невелико, и измеряется всего навсего тысячими человек. Это, в свою очередь, дает повод относиться к этому народу как к «ушедшему» с арены истории, как древние римляне или индейцы мая. Но совершенно очевидно, что вклад духовной культуры этого народа в евразийскую культуру, как фактор континентального масштаба, очевиден. Очевидно также и то, что сама традиция «желтого», «кыргызского» или «дархатского» шаманизма жива, и не прервалась до сих пор. Возможность прикоснуться к ней непосредственно существует благодаря ее Хранителю, шаману Девятого Неба, Белому Дракону. Он также известен в миру как Таш-оол Бууевич Кунга.