О Традиции

История и теоретические основы

Желтый шаманизм - это уникальное духовное течение, возникшее на территории современных Монголии и Тывы. Формальной причиной для появления этого учения стало взаимопроникновение, слияние Желтой Веры, так называется ламаизм - тибетский буддизм в саянском регионе, и шаманизма - тенгрианства. Таким образом, Желтый Шаманизм - это тенгрианство, имеющее в своем арсенале активный буддистский элемент. Эту традицию также называют кыргызский или дархатский шаманизм по имени народов, cреди которых он сформировался и до сих пор распространен в близком к первоначальному виде.
Древние асы. Реконструкция внешности по методу Герасимова. Андроновская археологическая культура, 3-е тысячелетие до н.э.Южный Урал.
Енисейские кыргызы, проживающие в настоящее время в республике Тыва, и происходящие от них дархат-монголы (т.н. «зеленоглазые монголы»-европейцы, проживающие в Хубсугульском аймаке Монголии) изначально это коренное славяно-арийское население Саяно-Енисейского региона. «Кыргыз» – это поздняя тюркизированная форма слова «черкас(казак)», от слов «царь» - прозорливый, сиятельный, и «ас» - изначальный, божественный (отсюда название континента «Азия», как страны асов или азов). Под этим названием народ известен как минимум 6 тысяч лет, являясь органическим целым с индоевропейским единством народов, проживавших на территории современной России. Его более позднее самоназвание – Саки или Шакья (санскрит), Скифы (греческое) - Олени, аланы, араны, арии – имеющие отношение своим происхождением к созвездию Ориона и Ориане - Гиперборее. Также этот народ назывался Кияны от «Кий» – «молния, молот», отсюда и город Киев и горы Кий- Ман- Тархан - Саяны. Кий или Кай Саки – это, собственно, «казаки». «Сака» в буддистской философии, передаваемой на санскрите, означает помимо созвездия Ориона также «мир - вместилище, Пространство Просветления, Небесная Обитель». Cлово «дархаты» - «тарханы» происходит от названия Полярной Звезды - «Тары» - и высшего персонального божества славян «Тарха Дажьбога», также известного как прародителя всех скифов богатыря «Тарха Тарховича» или «Таргитая». На современном монгольском языке халха произносится как «Даян Дээрх» - Воин Тарх. Этот народ также называется в европейской истории как «восточные сарматы» или «восточные русы».
Енисейские черкасы. Черепа с посмертными гипсовыми масками. 1-е тысячелетие до н.э. Таштыкская археологическая культура. Абакан, краеведческий музей. Заметны рыжие казачьи чубы, а также спирали - сакральные символы, cимволизирующие связь с Небом, с надвременной природой реальности.
Историческая наука связывает происхождение духовной традиции енисейских кыргызов в преемственной связи с Трипольской, Срубной и Андроновской, Тагарской и Таштыкской археологическими культурами. Являясь единым целым со всем потенциалом арийско-скифской туранской, общности, которая одним из центров своей цивилизационной конденсации имела Саяно-Алтайский регион и Монголию, енисейские черкасы стали культуртреггерами мировоззрения асиев(ариев), в течении нескольких волн влияния принеся ее в Китай, Индию, Афганистан и Пакистан, создав одну из величайших империй в древней истории - Сакистан или Кушанское царство, а также, собственно, Кыргызский Каганат. В китайских летописях они описываются как «динлины», «усуни», «юэчжи». «По китайским известиям, киргизы отличались высоким ростом, рыжими волосами, румяным лицом и голубыми глазами (Бичурин, Собрание сведений, 1, 443). «Все это указывает на то, что киргизы первоначально не были тюркским народом».
[Ср. Radloff, Die alttuеrkischen Inschriften, Lief. 3, S. 425.]

С середины первого тысячелетия до н.э. происходит постепенное смешение енисейских черкасов с тюркскими, монгольскими, и самодийскими народами, что отражается на их внешности и языке. Тем не менее они сохраняют свою славянскую идентичность и живую взаимосвязь со своими восточно-европейскими сородичами.
О культурных связях днепровских славян и славян енисейских свидетельствуют арабский автор Аль Гардизи об эпохе Кыргызского великодержавия, 8-12 вв. н.э.:
«Причина объединения киргизов под властью своего начальника была следующая. Он происходил из славян и был одним из славянских вельмож; когда он жил в стране славян, туда прибыл посол из Рума(из Византии); этот человек убил того посла. Причиной убийства было то, что румийцы происходят от Сима, сына Ноя, а славяне - от Яфета. Имя их находится в связи со словом саг… Cлавянин отправился во владения..., с которыми он находился в родстве(верховья реки Енисей). По дороге он прибыл в одно место между владениями кимаков и тугузгузов; хан тугузгузов поссорился со своим племенем и рассердился на них; [многих из] них убили; [остальные] рассеялись и по одному или по два стали приходить к славянину.
Тому племени, которое собралось около него, он дал имя киргиз. Когда известие о нем пришло к славянам, многие из них пришли к нему со своими семействами и имуществом, присоединились к другим и вступили с ними в родство, так что все слились в одно целое. Признаки славянского происхождения [еще] заметны в наружности киргизов, именно красные волосы и белая кожа.»

[ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СОЧИНЕНИЯ АБУ СА'ИДА ГАРДИЗИ ЗАЙН АЛ-АХБАР (УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ) В. Бартольд, Отчет о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг., СПб., 1897]

Одной из важных вех в развитии кыргызского шаманизма стала эпоха Чингис-хана и прежде всего самой личности «сотрясателя вселенной», как прямого избранника Высшего Воина Небес Всесвятого Будды Шамана Даян Дээрха. Чингис-хан происходил из черкасского рода Киян -Тарха, название которого произносится в современных монгольских языках как «Кият-Барга» (баргузин, борджигин) со значениями «голубоглазый, западный, служащий Небу, безупречный, избранный, изначальный, заслуженный, род кузнецов». Сутью миссии великого хана стала распространение среди людей милосердного закона «Яса»,т.е. «Азы», «первоначала», cообразно которому люди могут обрести справедливость и благополучие в земной жизни таким образом, чтобы раскрыть свой потенциал перед пробуждающим бесконечным потенциалом Вечного Неба. На картах ганзейских купцов 13в. cама империя Чингис-хана обозначается как «Кыргызский рейх», т.е. «государство казаков-черкасов». Ордынский период в истории России связан с формированием на основе тенгрианского мировоззрения современных представлений о космосе - культурном, cоциальном, нравственном и духовном -народов свременной России. «Евразийский взгляд на русскую историю (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Н.Н.Алексеев, Э.Хара-Даван, Я.Бромберг, Л.Н.Гумилев, как и современные неоевразийцы) трактует ее как развертывание во времени геополитического, этно-культурного и цивилизационного наследия Чингис-хана. И само Московское Царство, и Романовская Империя и даже Советский Союз демонстрируют нам разнообразные версии Руси Монгольской, чингисхановской, развитие, расширение и укрепление единой монголосферы, явственно проступающей сквозь внешние оболочки и разнообразные идеологические самоидентификации.»
[А. Дугин.Евразийское Обозрение №7 Чингис-хан и Монголосфера]

Мало, кто помнит, но дониконианское православие - cтарообрядчество в качестве Небесного Отца почитало Тенгри. Эта древняя форма мировосприятия осталась у черкасов в Запорожской Сечи, основанной потомком Чингис-хана Байдой Вишневецким. До сих пор в казачьей среде и среди православных старообрядцев сохраняется почитание Тенгри как Небесного Отца, Папая, высшего божества скифов.

В составе Российской Империи енисейские кыргызы появлются вновь в 17в. с территориальным названием Хонгорай. В настоящее время число людей, которые в качестве своей национальной идентичности придерживаются этого самоназвания относительно невелико, и измеряется всего навсего тысячими человек. Это, в свою очередь, дает повод относиться к этому народу как к «ушедшему» с арены истории, как древние римляне или индейцы мая. Но совершенно очевидно, что вклад духовной культуры этого народа в евразийскую культуру, как фактор континентального масштаба, очевиден. Очевидно также и то, что сама традиция «желтого», «кыргызского» или «дархатского» шаманизма жива, и не прервалась до сих пор. Возможность прикоснуться к ней непосредственно существует благодаря ее Хранителю, шаману Девятого Неба, Белому Дракону. Он также известен в миру как Таш-оол Бууевич Кунга.

Таш-оол Бууевич Кунга - хранитель традиции Желтого Шаманизма
Т.Б. Кунга родился и прожил свою жизнь (1940-2018гг) в республике Тыва Российской Федерации. С раннего детства демонстрировал уникальные способности - левитировал, прозревал удаленные события в пространстве и времени, читал в сердцах людей как в открытой книге, мудростью суждений удивлял опытных стариков. Был признан перерождением великого енисейского шамана Давга Чарана, из древнего рода Великих Шаманов Девятого Неба с духовным именем Белый Дракон. Сохранил традицию от уничтожения в годы антирелигиозных репрессий 1940-1980 гг, возродив ее без прерывания в изначальном виде, тем самым способствуя легализации религиозной деятельности в Тыве и России. Построил два буддистских храма и несколько буддистских ступ в Тыве. Сделал традицию доступной для всего мира, обучая лам и шаманов со всей России и из-за рубежа. Непревзойденный харизматический целитель, изгонявший нечистую силу и исцелявший пациентов, от которых отказывались врачи. Признанный мастер художественной резьбы по рогу, автор неповторимых миниатюр, к которым окружающие относились как к сильнодействующим оберегам. Оставил неизгладимый след в сердцах своих современников как бескорыстный, надежный и несгибаемый ни при каких обстоятельствах, друг даже в самых сложных ситуациях, как живое свидетельство того, что «Бог всегда рядом». Данная традиция имеет своим источником поучения, и прямую передачу энергии, полученные непосредственно от Белого Дракона.

Фильм "Белый Дракон. Великий шаман енисейских кыргызов" о Т.Б.Кунга: https://youtu.be/pMjByDQBMq4
Интервью с Т.Б.Кунга: https://youtu.be/wlYg_oarrYw
https://youtu.be/7k-qzAMsQGM
https://youtu.be/3BBK5KcYIu0
https://youtu.be/gFrNELnfmGg
https://youtu.be/WTu2W074XzI
Тарас Журба с Учителем Таш-оолом Бууевичем Кунга
Теоретические основы традиции

Одной из особенностей шаманизма, который передается прежде всего устно, является отсутствие фиксированного набора терминов и жестких категориальных философских определений. Традиция передается логикой родного языка и прямыми переживаниями невербальных истин. Тем не менее, можно попытаться определить основное смысловое ядро учения, рассмотрев его центральные понятия, особенно, если учесть, что это ядро можно расматривать как исток того, что мы называем Руским Логосом.

Само название «шаманизм» не является исчерпывающим, передающим окончательную глубину смыслов. Это все-равно, что смысл православия передавать термином «батюшкизм» на том основании, что обряды в церкви производят священники-батюшки. Таш-оол Бууевич Кунга, Белый Дракон, называл Традицию «Коренная Вера». Понимание «Корня» в данном случае указывает на историческую примордиальность, уходящую в глубь веков, на то явление, которые философы традиционалисты, в частности, Рене Генон, называли Традицией, изначальным примордиальным состоянием человеческого духа, из которого происходят современные мировые религии. Также «корень» обозначает универсальный источник смыслополагания, Абсолют. «Вера - это способ установления живого контакта с Абсолютом».

Сакское изображение Чура - Царя - Кошевого, и статуя Будды из Рода Саков с Чашей бытия в руках
Вера в действительности происходит от слова "варить" - КАШУ, Жертву. Жертва от слова Жратва, хлеб насущный. Жратва - это все, что вдыхается, выпивается, cъедается, воздух, вода, огонь, земля. Это процесс трансформации подвижных элементов окружающего мира сообразно усилиям в достижении АКАШИ (санскрит) - божественного эфира, состояния вне усилий, состояния за пределами трансформации элементов, любой детерминации во времени, в необусловленной вечности. Чаша - Каша в руках Будды, она же Грааль в Руках Христа, - это мир-вместилище. Посредством теургии-богосозидания, веры-варения, человек преодолевает состояние обусловленности элементами бытия, преодолевает необходимость в еде, в телесности. Он превращается в Видящего. Он не ест жизнь, и она его не ест посредством времени,умирания. Он становится Царем. Царь, Чаран, Зарин, Зырян, Сар-Сэр -Сур - Чур-Щур - это и есть шаман,тот, кто видит природу Чаши-Каши бытия, реальности, за пределами времени,тот, кто един с Сурьей - невещественным светом разума. Ключевыми словами к сути шаманизма является свет и его осознание - Заря,Озарение, Воззрение, Зреть, Зырить, очаровывать(очи-глаза, очарование - то, что впечатляет посредством зрения света), Щуриться- приглядываться. Дети Даян Дээрха - родителя саров-видящих, отец - САРАЙтан и мать - САРАЙмо. Чтобы открылось Зрение, нужно сварить все способности своего эго в Кашу, превратить всю жизнь в жертвоприношение Свету, воплощенному в живых существах. Понимание, что жертва, ее субьект, и ее объект есть одно и то же и есть Зрение, преодалевающее изначальное Неведение, слепоту, главную причину страданий людей. В связи с этим смысл жизни человека с точки зрения шаманизма - это пробуждение разума из плена животного cна, вызванного эгоистическими страстями и единение с Абсолютом, со всеми живыми существами, в которых он присутствует. Из этого представляения рождается милосердная, альтруистическая этика, и аскетические представления, когда человек понимает смысл жизни не как набивание собственного живота, но как окормление, cлужение другим, и выход за пределы физического, тварного, на основе непосредственного переживания Абсолюта.

Полнота человеческих действий по обустройству космоса сопрягается с изначальным «корнем» языка и мировоззрения, когда «вера» присутствует и во «врачевании» и в во «вражде» и во «вращении»и в «верификации», и в «варне», и из нее проявляется полнота смыслов бытия.

Высшее Божество Шаманизма, - Тенгри, Вечное Небо, это тюрко-монгольскоя форма русского слова День - Денир, Тенгир. Этот термин, обозначающий Небо, Небесного Отца, лежит в основе всех древних проявлений Традиции, дошедших до нашего времени. День это также и «Зевс» и «Теос» у греков, «Дьяус» в Ведах, «Цянь» даосов, «Один» скандинавов. Это одухотворенное, cознающее себя пространство, акаша, неуничтожимая основа реальности, субъектная природа всего бытия и сознания. Положение человека в связи с этим первоначалом, которое является сознающей основой каждого живого существа, отражается в логике русского Языка. Алфавит начинается с буквы А - Аз, и заканчивается Я - Яти. И начало и конец означают субъекта бытия, его два вида, два «Я», от лица которого живет человек. В первом случае это божественный субьект, Аз, и человек Царь - Ас, тот, кто видит бытие в свете Дня. Во втором случае человек это жизнь в страдательном залоге «меня», в тени невечернего света, во мраке неведения и страдания. В первом случае человек счастлив, он сам, кузнец-киян cвоего счастья, его жизнь - полная Чаша как следствие его усилий. Во втором, он сам пища, которую поглощает непреодолимая сила обстоятельств, и все, чем он обладает, это бессубъектное состояние страдания. Счастье - это состояние «сейчас», неповторяющаяся точка пульсирующей «здесь» вечности за пределами циркуляций и чередований прошлого и будущего. Cтрадание cвоим корнем связано со страстью и страхом. Базовый страх - это страх неизвестности - и есть неведение, неверие, омраченность, уныние и неприложение усилий веры. Из него происходят все остальные проблемы живых существ, отвлеченных от своей собственной природы - страх стать жертвой, служащий основой гнева, cтрах потери (привязанность), страх осмеяния (гордыня), страх неудачи (зависть), - эти мешающие эмоции, яды ума, воплощают в реальности страдания бренного круговорота бытия.

Саркофаг Трипольской археологической культуры. Киевcкая область, 6-е тысячелетие до. н.э. Сакральные символы асов День и Тень (китайск. инь-ян)
Представление о времени как о цикле, о колесе, лежит в основе мировоззрения Коренной Веры. Цикл рождается из противоположных тенденций ума, которые называются День и Тень (инь-ян), и рождает круговорот первоэлементов бытия, движимых страстями ума. В этом смысле положение страдающего существа описывается состоянием «закрутился», не справился с управлением в силу самоповтора, привычки, которая рождает центробежную гравитацию земного сансарического бытия. Освобождающая траектория связана с образом креста-свастики или спирали, которая позволяет выкрутиться из любой неблагоприятной ситуации, и выйти за пределы рождения и смерти, как основных циркуляций как таковых. Образом Освобождения служит Полярная Звезда - Тара (единственная неподвижная точка небосвода, небесная ось), богиня с этим именем, и проводник в состояние освобождения от страданий - Воин (cо страхами и страстями) Тарх.
Даян Дээрх - Всесвятой Будда Шаман Высший Воин Небес
Совершенно очевидно, что философское учение шаманизма, Вед и буддизма имеет общее основание. Поэтому Религиозной основой для подобного диалога и дальнейшего слияния символических систем стало взаимное признание этими традициями глубокой связи своих духовных корней, которая уходит в праисторическую древность. В результате общения лам и шаманов было обнаружено, что многие божества пантеонов этих традиций, искони почитающиеся обеими традициями, в действительности идентичны. Многие буддийские небесные покровители признаются шаманами как сайхусы, силы покровительствующие людям. В тоже время буддистами главный патрон, хранитель шаманского учения Даин Тээрг, был признан Богом Богов Святым Буддой Таян Тэрикхой. Этому божеству, почитаемому под именем Хам Богдо Даян Дээрха, что с монгольского означает "Святой Будда Шаман Высший Небесный Воин", был построен специальный монастырь в Хубсугульском аймаке Монголии, где непрерывно происходили моления ему. В тибетской иконографии Даин Тээрх изображается как с шаманскими атрибутами, луком и стрелами, символами «тархи» - безупречной точности, способности достигать совершенных целей без промахов-грехов, а также с плетью - способностью управлять "конем судьбы», но так же и с ламаистскими - Знаменем Победы и молитвенными четками. Как правило его изображают в присутствии Гуру Падмасамбхавы, а так же Ламы Цзонхавы, совершенных учителей, cоздателей основных школ тибетского буддизма - Старой, Ньингмапа, и Новой, Гелугпа.
Танкха Ципахо - космограмма философской системы Зурха
Существенной чертой Желтого шаманизма является опора на философский аппарат астрологической системы «Зурха»(«взор»,«воззрение»). Зурха - это один из индивидуальных вариантов инь-ян (день-тень) философии и астрологии "12 животных", которая известна как "восточный гороскоп" наряду с тибетским, китайским вариантами, а также астрономические измерения ведической системы Джйотиш. Шаманы относятся к системе "Зурха" как к древнейшей теории Первоэлементов, происходящей из праисторических дописьменных корней евразийской цивилизации. Помимо очевидных прикладных значений этой астрологической или скорее философской системы, которая важна в психологии и медицине, космологии и социальном управлении, уделяется подчеркнутое внимание воспитательному потенциалу этой системы. Метод наблюдения за трансформацией жизненных циклов, позволяет практику на примере своей собственной жизни обнаруживать неподвластные времени смыслы, и соединяться с непреходящей сутью вещей, которую называют Вечное Небо.

Made on
Tilda